Известная во всем мире концепция zero waste экономиста и эколога Робина Мюррея до сих пор не получила должного внимания в Беларуси. И это не удивительно. Мы рассматриваем отходы, нечто устаревшее и тару как мусор, за которым требуется контроль, а европейцы — как альтернативный источник энергии.

Несмотря на большое обилие контейнеров для раздельного сбора стекла, бумаги и бытовых отходов, мы продолжаем делать по привычке «ленись всегда, ленись везде». Типично для беларуса или такое воспитание? Мы до сих пор не верим или не осознаем тот факт, что отдельные емкости для отходов могут принести пользу экологии, нам и нашим потомкам, а не отдельным личностям, которые наживаются.

766edd2c380a524d36efed5bfa60c315

Screenshot_150

С одной стороны, инициатива есть — поощряется и сбор макулатуры за деньги, и бесплатные контейнеры в спальных районах установлены, если впадлу нести кучу ненужных газет и книг. Но лень же?!

Точно также лень и нашим многострадальным автовладельцам. Научить парковать свою калымагу в 10-15 минутах от лифта, а не прям на зеленой зоне, где дети играют — трудно, но можно. Наш человек понимает только закон штрафных санкций и запрета (кнута и пряника). Это в корне неверно, но по-другому мозг устроен.

Культивировать привычку надо с раннего детства, чтоб не гадить там, где живешь и ешь. В лучшем случае в повседневной жизни мы ищем для жвачки мусорное ведро и многократно используем целлофановые пакеты в пакетах, в худшем — выбрасываем остатки еды в мусорку, окурок — через форточку автомобиля. Все равно ж уберут? Налоги платятся, лавэха мутится.

Screenshot_210

Научиться не мусорить, сортировать мусор, извлекать из мусора пользу согласно философии zero waste — трудно, но можно. Начать хотя бы с того, что не оставлять после себя кучу мусора, выезжая отдыхать на природу (пикник, шашлыки).

С инициативой экологического воспитания общества выступает, к примеру, группа «Привет свиньям» vk.com/privetsvinyam. Внести свою лепту призывают следующим образом: убирать мусор всегда и везде — по дороге домой, в общественных местах, но не уподобляться дворнику в режиме нон-стоп. Затем присылать фото результатов своей работы для мотивации других, вдохновляя неравнодушных граждан на такие, казалось бы, обычные активности.

Screenshot_146 Screenshot_145

В Беларуси тоже есть подобный пример — движение «Зробiм» (www.letsdoit.by). На сайте можно найти карту загрязненных районов, инструкцию «как убирать» и другую полезную информацию для потенциальных волонтеров.

Screenshot_151

Неплохим примером zero waste может послужить фудшеринг в социальных сетях. Действительно, зачем выбрасывать еду, если можно ее отдать в хорошие руки и годный желудок?!

Куча групп в социальных сетях (fb, vk и прочие) «отдам даром» бесплатно отдают не только ношенные вещи, предметы обихода, мебель, но и практически новую обувь. Тут нет ничего предосудительного — жалко выбросить, но можно подарить. Прибавь еще к карме +1 и будешь счастлив.

Screenshot_148

Благотворительный проект KALILASKA (kalilaska.org) пошел по этому же пути, помогая людям перераспределять одежду.

Screenshot_149

Бесплатный общественный прокат велосипедов «Добрый ровар» давно получил свое развитие и приобрел популярность у минчан. Сохранение старых велосипедов за счет пожертвования запчастей, нерабочего транспорта, волонтерства умелых рук дает возможность пользоваться ими бесплатно! А это и есть движение в безотходном направлении.

NQCOmA-zyf8

Какую пользу можно извлечь, используя концепцию zero waste?

  • солнечные батареи, ветряки способствуют энергоэффективности, развитию альтернативной энергетики и сохранению экологии;
  • бойкот одноразовой тары уменьшает количество отходов и сохраняет здоровье, но бьет по твоему кошельку;
  • апгрейдить старую (вышедшую из моды) одежду на новый лад;
  • в Бресте просроченные продукты из магазинов, остатки еды из общепита со всей Беларуси уже больше трех лет перерабатывают в электро- и теплоэнергию;
  • прием пластиковой, стеклотары за символическую цену (10 копеек, к примеру) в магазинах будет мотивировать покупателей собирать отходы и повышать лояльность к бренду.

Screenshot_152