«Грамма-наци — привет!»

Первоначально второй точкой нашего путешествия должен был стать Баку. Естественно, проверять пути сообщения между Ереваном и Баку, сидя в Москве, было решением для слабаков, поэтому мы решали выяснять всё непосредственно на месте. Всё стало понятно приблизительно после второго разговора нашего таксиста, который вёз нас из аэропорта, с кем-то по телефону:
— Эй, брат, как до Баку доехать?
— Нахуй пошёл, а!

В результате было принято стратегическое решение отправиться в страну еды и вина — Грузию. Ближайший большой город — Тбилиси. Варианты — автобус, поезд, маршрутка. По автобусу мы не нашли какой-либо вменяемой информации, поезд оказался долгим (10 часов), дорогим (около 55-60 долларов за человека) и, по рассказам нашего друга Эрика, «экстремально ужасным». Было принято ехать на маршрутке. Номером телефона водителя с нами поделился Эрик. Попросив девушку на ресепшене отеля позвонить и забронировать для нас места (это оказалось хорошим вариантом, так как разобрать, что тебе говорят в трубку на ломаном русском не всегда возможно. А на английском — тем более), мы вызвали такси и поехали на автовокзал. Единственным из установленных у меня приложений такси и работающим в Ереване оказался Яндекс, водитель которого ещё и любезно завёз нас на ближайший рынок, чтобы купить коньяка и вина.

IMG_2016-08-11 00:48:33

Рынок в Ереване достоин отдельного абзаца. Естественно, мы поехали не на какой-то рынок для туристов (не уверен вообще, существует ли такой в принципе в Ереване), а на обычный рынок, на котором закупаются местные. Это рынок был удивительно колоритной смесью Динамовского рынка в Минске, Одесского привоза и старого доброго Черкизовского в Москве. По площади — в несколько раз меньше, однако по высоте он поражал. Похоже, что здание, в котором находился рынок, было чем-то вроде старого склада, с дико высоченными потолками и крышей, которая вот ещё чуть-чуть — и свалится вам на голову, ан нет.

Благополучно купив вино и коньяк (потратив на это что-то около 8 долларов, но коньяк я ещё не пробовал, так что пока воздержусь от довольного гомерического смеха), мы приехали на вокзал. Расплатившись с водителем, мы достаточно быстро нашли нашу маршрутку, благо, она была всего одна с табличкой «Ереван — Тбилиси». Нашим транспортом был уже не слегка потрёпанный семиместный «Мерседес» с правым рулём (!). В результате на этих семи местах с комфортом расположились водитель и ещё два пассажира помимо нас.

IMG_2016-08-11 00:48:42
Теперь немного теории о сообщении между Ереваном и Тбилиси. Расстояние между этими городами всего около 300 километров. Однако из-за того, что ваша дорога пролегает через горы, поезда накручивает очень приличные круги, потому и получается, что 300 километров вы едете 10 часов.

Что же касается маршрутки, здесь всё проще. Фееричный от безобразия до безудержного восхищения водитель, приезжающий на газовую заправку (здесь все ездят на газу) с зажжённой сигаретой в зубах, не выпускающий её же почти всю дорогу изо рта, при этом разговаривающий по телефону и, только одному Богу известно, чем держащий при этом руль — это было ещё далеко не всё веселье.

Как вы понимаете, дорога через горы — это серпантины. Серпантины — это узкие дороги, постоянные повороты и чуть что, вас ждёт прекрасный полёт в ущелье с ледяным погружением, на которое уже будет совсем наплевать. Так вот эти серпантины наш водитель проходил на приличной скорости (а я сам люблю полихачить), но с таким невозмутимым видом, как будто для него Гран-При Монако (городская гонка, одна из самых сложных в F1) — это поездка в булочную за хлебом, а эти серпантины — так, разминка. Учитывая тот факт, что ремней на задних сидениях не было, единственное, что оставалось чтобы постоянно не врезаться в друг друга — держаться за всё, что можно и упираться во всё, что можно. Пару новых седых волос я приобрёл за эту поездку так точно.

Кстати да — в маршрутке курили все. Пассажир спереди, водитель, а так же милая армянская бабушка. Нам же при этом было стерильно весело.

Дальше — ещё больше. За несколько километров перед границей наш водитель как-то странно нам сказал, что мы должны поменять маршрутку (ну да ладно). Свой уже чуть больше разваливающийся «Мерседес» и поменяли на «Мерседес», разваливаться которому ещё не позволял год выпуска в техпаспорте. Он был хорош, свеж, комфортен, но почему-то всё ещё праворулен. Наш новый водитель был молодым прекрасным грузином и я уже мысленно перекрестился и подумал, что мы спокойно за час-другой доедем до Тбилиси.

IMG_2016-08-11 00:48:22
Ха! Наш новый водитель был ещё круче: он мог с закрытыми глазами проехать Монако и выиграть у самого Шумахера. Притом всю дорогу он звонил кому-то по телефону, пытаясь помочь нашей армянской бабушке встретиться с какими-то родственниками и всё так же много курил. Когда мы наконец доехали до Тбилиси и высадили наших попутчиков, он нам сказал, что довезёт нас до центра, чему мы были несказанно рады. А дальше начался ад. Потому что я ещё никогда не видал маршрутку, которая ехала бы под 160 по городу. Я вообще не был уверен, что легально оставлять такой запас скорости у микроавтобусов. Складывалось ощущение, что наш водитель ведёт не 3,5-тонную железяку с двумя седеющими белорусами, а, лихо поправляя шашку, с криками «Аченепс!» пришпоривает породистого скакуна (мне сказали, что это грузинский аналог «Но!»).

Тбилиси нас встретил очень милыми игрушечными пробками, дорогущими, на первый взгляд, отелями, домашней до изнеможения пиццей (мы были очень голодными) и безудержно доброй хозяйкой комнаты, в которой мы остановились.

Ну а дальше — виноградный компот.