Достаточно часто я слышу от людей, которые меня окружают, нытьё про то, что они одни. Когда же следует логичный вопрос «Почему так?», я получаю вроде как такой же ответ — «А никто подходящий не попадается».

Дальше вполне может начаться диалог про то, какими качествами должен обладать принц на белом коне или принцесса в башне дракона соответственно. Очень часто этот диалог превращается в монолог с абсолютно скучным, достаточно претенциозным и весьма циничным зачитыванием списка необходимых качеств и достоинств, которыми должен обладать кандидат. Скучно становится уже на третьем или четвёртом пункте. Забавно ещё и то, что чем старше становится человек, тем его список всё больше походит на сложное техническое задание, половина пунктов в котором противоречат друг другу или здравому смыслу, либо вообще находятся на грани абсурда.

Почему-то сразу вспоминается прекрасный текст, достаточно давно гуляющий по интернету.

— Познакомлюсь с красивым, умным, заботливым, богатым и молодым мужчиной до 35 лет, с прекрасным чувством юмора и полностью обеспеченным. О себе: пизда, две сиси.

Само собой, здесь описана весьма утрированная ситуация, при которой женщину (хотя иногда и мужчину, что уж там) можно упрекнуть в том, что если они хотят себе партнёра, который соответствует их весьма внушительному списку, то они сами должны ему хотя бы немного соответствовать. Но обычно мы получаем то, чего заслуживаем в ту или иную единицу времени.

Поэтому так и получается, что на любого человека, который по половому признаку подходит нам, мы сразу же применяем наш список необходимых качеств и достоинств. Я бы назвал его Списком Лицемерного Покупателя, например. Потому что это больше смахивает на процесс выбора товара в магазине.

Задумайтесь, как вы выбираете телефон или какой-нибудь гаджет в магазине. К вам подходит консультант и битых полчаса рассказывает, чем одна модель отличается от другой. Минут через пятнадцать вы уже не понимаете, в чём разница между теми или иными характеристиками. Чёрт, да вы даже и не подозревали, что они есть в этом маленьком плоском кирпичике из пластика и металла. И вам уже неинтересно, вы начинаете потеть, стесняться и нервничать, а продавец всё активнее расписывает вам прелести того или иного устройства.

В результате вы покупаете то, что вам, возможно, и не надо, только лишь потому, что тот самый продавец, которого вы первый и, скорее всего, последний раз в жизни видите, сказал, что вот это хорошо, а вот это — плохо. Вы будете думать, что сами сделали эту покупку. Хоть и получается, что вы пропустили весь процесс обладания девайсом, оставив себе только лишь пользование. Но самое грустное — вы будете разочарованы. Потому что это не ваш выбор, а навязанное мнение.

Другое дело, когда вы приходите в магазин или открываете какой-нибудь каталог тех же гаджетов с чётким списком заранее изученных характеристик, которые вам нужны. Вы уверены в них. Процесс покупки занимает минимальное время и вот вы уже радостный наслаждаетесь покупкой. Когда же у вас кто-то спрашивает, что умеет ваш новый телефон — вы с гордостью достаёте его из кармана и демонстрируете.

Это же приводит и к тому, что ваш друг или приятель достанут из кармана свой телефон и начнут делать то же самое. Получается игра «у кого длиннее/мощнее/красивее». Нужное не подчёркивать. Но как только появится новая модель, которая будет лучше вашей по всем необходимым характеристикам — вы без зазрения совести продадите старый и купите новый девайс. Максимум, что вам грозит — лёгкое сожаление.

А бывает так, что вы просто приходите в магазин и смотрите на витрину сами. И первый девайс, за который цепляется взгляд, вы покупаете. Он вам нравится внешне и в нём явно есть что-то, что особенно вас привлекает, но вы даже понятия не имеете, что именно. Вы не задавая лишних вопросов и не спрашивая мнения консультанта просите показать вам этот девайс, крутите его в руках (хорошо лежит и органично вписывается в мой образ, думаете вы) и просите оформить покупку. Всё просто. И вам нравится то, что вы купили. Вы будете холить и лелеять этот девайс и возможно, что расстанетесь с ним не по своей воле.

Маркетологи называют это «спонтанная покупка». То есть когда решение о покупке вы принимаете уже на месте в магазине, а не продумываете это заранее.

Так же мы поступаем и с выбором партнёра. Кто-то хочет, чтобы его вторая половинка соответствовала определённому списку качеств. Кто-то не знает сам, чего хочет, поэтому заполняет обезличенную анкету на сайте знакомств или в агентстве и строит какие-то отношения с тем, кого ему подсунут.

А кто-то делает тот самый «спонтанный выбор».

С одной стороны можно подумать, что это совсем не плохо. Наоборот, каждый же сам выбирает то, каким образом он найдёт своё счастье. Но задумайтесь: можно ли, используя два первых способа, найти того самого человека, которого обычно называют «родственной душой»? С весьма малой вероятностью.

Так и получается, что очень часто мужчины и женщины не любят, не занимаются сексом и не флиртуют с противоположным полом. Они делают это с лучшим соответствием своему Списку Лицемерного Покупателя.

Но даже если список есть — пускай третьим пунктом будет Компот.

Меня заставили написать в конце про Компот, извините.

vanila